Что надо учесть при проектировании генплана школы?

January 11, 2018

Продолжаем нашу рубрику «Вопрос-Ответ». Вопрос:

Что надо учесть при проектировании генплана школы?

Ответ:

 

1. ГПЗУ

В первую очередь, нужно смотреть ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) предполагаемой территории проектирования.

Что в нем прописано, какие ограничения по площади объекта, по этажности, по зоне допустимого размещения объекта, по назначению – подходит ли для объектов образования, и т.д.?

 

2. ПОЖАРНЫЕ ПРОЕЗДЫ

Если сажаете уже готовый проект школы – сажаете контур здания в границах участка по ГПЗУ или иным имеющимся исходным документам, смотрите, вмещается ли вообще, если вмещается, смотрите, можно ли расположить круговой проезд вокруг здания школы – 5 метров отступ от стен плюс ширина проезда -3,5 м или 4,2 м с учетом высоты проектируемого здания (в п 8.6 СП 4.13130.2013). Возможно локально, в стесненных условиях, уменьшить общий «коридор» под пожарный проезд до 3,5 м (лишь бы пожарный автомобиль в этом месте проехал) вместо требуемых 8,5 или 9,2 м, но нежелательно. Невозможно предсказать, как на это посмотрит эксперт в экспертизе.

 

3. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ

При расположения здания школы на участке нужно понимать, с какой стороны будет организован главный вход для учащихся, с какой стороны возможен подъезд хозяйственных автомобилей для столовой и вывоза мусора. Необходимо выделить как можно большую часть территории для организации физкультурно-спортивной зоны школы, занимающей большую часть территории школы. Ориентировочно выделить требуемые по п.3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" зоны вокруг здания школы (зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная, допускается, при наличии в задании на проектирование, организация учебно-опытной зоны). Расчет и расположение конкретных площадок оставляем на последующие этапы проектирования.

 

4. ИНСОЛЯЦИЯ

Так, здание с проездами и зонами посадили, двигаемся дальше: смотрим инсоляцию помещений и территории школы.

Напомню, согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 нормируемая продолжительность инсоляции в учебных зданиях устанавливается в классах и учебных кабинетах, допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, согласно п. 5.1 - на территориях спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов (продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50% площади участка независимо от географической широты).

 

Про расчет инсоляции инсоляции подробно писать не буду, т.к. это отдельная тема.

 

Кроме инсоляции проектируемого объекта нужно смотреть (считать) инсоляцию объектов, находящихся на прилегающей к участку территории в инсоляционной близости от проектируемого объекта (обычно это жилые дома и площадки благоустройства жилых домов).

 

Для информации - инсоляционный график (линейка) 2017 года в AutoCAD в формате dwg в соответствии с изменениями от 2017 года можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/xJomDvlC3KosBd.

 

Нужно еще учитывать наличие естественного освещения и соответствие КЕО (коэффициента естественного освещения) требуемым значениям по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", но это не совсем вопрос генплана, скорее архитектора, проектирующего здание школы – при обеспечении требуемой инсоляции, высоты и ширины оконных проемов и некоторых требований к отделке помещений школы с КЕО проблем, чаще всего не возникает.

 

5. БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ

Собственно, если к этому этапу проектирования генплана школы удалось выполнить требования вышеуказанных норм, то предварительную посадку школы на участок можно считать выполненной.

Далее следует рассчитать площадки благоустройства по новому СП 251.1325800.2016. «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» с учетом вместимости школы (количества учащихся, организационно – педагогическую структуру школы, проще говоря, количество классов различных уровней общего образования – старшеклассников, начальных классов, дошкольников и т.д. по заданию на проектирование от учреждений образования).

 

Доработанный список требований из СП 251 для организации территории и решений генерального плана школы приведен ниже.

 

6. ДЕНЬГИ

Чуть не забыл о самом главном. Если объект строится на бюджетные деньги, то запроектированный на стадии П генплан (раздел ПЗУ) должен быть чуть более подробен, чем на стадии Р (ГП). В спецификации и объемах материалов, в ведомости объемов работ и т.д. должен быть учтен и заложен в сметы каждый кирпич! Необходимо учесть заранее каждую деталь проекта, в том числе и цвет покрытий, т.к. стоимость покрытия разных цветов может отличаться в десятки раз!

Потому что после утверждения проекта и составления смет при строительстве на бюджетные деньги очень сложно обосновать неучтенный объем работ и денежных средств, и приходится конфликтовать с подрядными организациями, которых тоже можно понять – им выделены средства только на тот объем работ, что заложен в сметах. И дополнительные объемы работ без повторной экспертизы им никто не будет оплачивать.

 

В целом, это основные моменты, которые нужно учесть при проектировании школы.

 

Чуть доработанная для удобства использования выдержка из

СП 251.1325800.2016. «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».

Номера подпунктов сохранены согласно СП 251.

Перед применением – нужно проверить актуальность ссылок на нормативы и наличие внесенных изменений и актуализированных редакций (спасибо Минстрою).

 

6 Требования к размещению и функциональному составу участка

 

6.1 Размещение зданий и сети ОО (школ) в застройке, радиус доступности (обслуживания) и размеры земельного участка определяются в соответствии со следующими документами:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации;

- СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
 

6.2 Территория ОО (ШКОЛ) представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.
 

6.3 В сложившейся плотной застройке, при дефиците участка территории, допускается располагать отдельные зоны территории ОО - школ (физкультурно-оздоровительную, учебно-опытную и т.д.) на автономных участках, находящихся в пешеходной доступности от здания ОО (ШКОЛ).
 

6.4 Озеленение территории ОО (ШКОЛ) выполняют в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10:

 

«3.1. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих* растений.»

 

* – «Колючих», из-за такой формулировки под запрет попадают и хвойные. Но это как решит/разрешит эксперт, а потом приемная комиссия.

Раньше в нормах было указано, что нельзя сажать растения «с колючками», что было логичным (прим. Р.Х.)

 

6.4.1 В условиях сложившейся и затесненной застройки допускается возможность организации резервных проездов для спецтехники на основе применения модульных решетчатых покрытий с учетом их двойного назначения и включения их площади в общую площадь озеленения участка.
 

6.4.2 На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомобилей для педагогов и сотрудников с соблюдением требований СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» и СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». Стоянку автомобилей рекомендуется отделять от участка территорий полосой зеленых насаждений (крупного кустарника с плотной кроной).
 

6.4.3 В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821 территория участка должна быть ограждена, отсутствие ограждения допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. При этом должен быть обеспечен проезд пожарных автомобилей вокруг здания шириной не менее 3,5 м*.

 

* –  для чего в данных нормах прописывать ширину пожарного проезда, если она указана в п 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и варьируется в зависимости от высоты здания, мне непонятно (прим. Р.Х.).

 

6.4.4 Проезд для автомобилей не должен вести к зданию ОО (ШКОЛ) под прямым углом. Если это невозможно, проезд должен быть оборудован устройствами, исключающими возможность развития транспортными средствами большой скорости.
 

6.4.5 Участок должен иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
 

6.4.6 Площадку для сбора мусора оборудуют в соответствии с пунктами 3.6-3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10:

«3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.
 

3.7. В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки.»
 

6.4.7 В районе главного входа рекомендуется предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.) из расчета 0,3 м2 на одного человека для сбора обучающихся и проведения общешкольных мероприятий (линеек), экстренной эвакуации из здания и пр.
 

6.5 На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Площади функционального состава участков (зон) приведены в приложении Г*.

 

* – Приложение Г звучит как рекомендуемое. Но это как решит/разрешит эксперт.

И в приложении Г все так легко и понятно расписано, не правда ли? (прим. Р.Х.).

 


 

6.6 Физкультурно-спортивная зона

При проектировании физкультурно-спортивной зоны следует руководствоваться пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
«3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений* уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

* - Допускается при расчете на шум в разделе охраны окружающей среды (прим. Р.Х.).

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж* для предупреждения затопления их дождевыми водами.

 

* - что такое дренаж и как его предусматривать – вопрос размытый (дождевыми водами).

Например, ГУП «Мосводосток» в течение года отказывался принимать и согласовывать решение территории, в том числе спортивного ядра, школы с устройством водоотводных лотков, ссылаясь… Да ни на что не ссылаясь.

Замечание звучало «Исключить водоотводные лотки с территории. Тчк.» После года обмена письмами, обоснованиями и согласованиями Департаментов образования Москвы – согласовали.(прим. Р.Х.).


Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

* - программу учебного предмета «Физическая культура», что за секционные занятия и какие мероприятия найти невозможно, как и точный список - перечень оборудования. В лучшем случае, вам что-то подскажут при согласовании в Департаментах, Управления образования. Так что, тут кто во что горазд (прим. Р.Х.).

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной* покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками** и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

* - что за травяной покров – искусственный или натуральный газон – четко не указано, так что аргументировать выбор в проекте того или иного типа газона безоговорочно невозможно. Если позволяет нормируемая минимальная площадь озеленения, то лучше делать искусственный газон для возможности всесезонной эксплуатации.

** - про водостоки (водоотводные лотки) я уже писал выше (прим. Р.Х.). 

 

 

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.»


Физкультурно-спортивную зону следует распределять по возрастной принадлежности и видам занятий. Для учащихся среднего и старшего возрастов (5-11 классы) в физкультурно-спортивной зоне рекомендуется выделять: школьный стадион, площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол) и площадку для гимнастики, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину, для учащихся младшего возраста (1-4 классы) - площадку для гимнастики [в соответствии с СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения»].
* - приведен достаточно полный перечень площадок для размещения в физкультурно-спортивной зоне школы, но это если вам позволит площадь участка. Хорошо, если удастся разместить футбольное поле, беговую дорожку вокруг него, в том числе для бега по прямой, яму для прыжков в длину, универсальную (совмещенную) площадку для игр в баскетбол-волейбол и гимнастические площадки (типа «воркаут») (прим. Р.Х.).


В крупных учебных заведениях, рассчитанных на увеличенное число параллелей старших классов, допускается соответственно увеличивать число плоскостных спортплощадок и корректировать беговую дорожку.

При уменьшении общей площади земельных участков должны сохраняться без изменения размеры спортивного ядра и площадок для подвижных игр.
 

6.7 Зона отдыха

Для отдыха на участке рекомендуется предусматривать:

- площадки для подвижных игр обучающихся начальной школы (2-4 классы) - из расчета не менее 100 м2 на каждый класс, для обучающихся 1-х классов - не менее 180 м2 (7,2 м2 на одного ученика); для средней школы (5-9 классы) - не менее 25 м2 на каждый класс;*
* - какое покрытие должны иметь площадки не указано, так что для обеспечения нормируемого озеленения в площадки для игр приходится включать участки озеленения зоны отдыха с газоном (прим. Р.Х.).


- площадки для тихого отдыха обучающихся основной школы принимаются для 75% обучающихся, оборудуются теневыми навесами и малыми игровыми формами.
* - тоже сразу поняли, какой должна быть в итоге площадь для тихого отдыха? (прим. Р.Х.).


Допускается дополнительно предусматривать площадки для подвижных игр и тихого отдыха групп продленного дня.

Для обучающихся старших классов зоной отдыха служат площадки физкультурно-спортивной зоны.
 

6.8 Хозяйственная зона

Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебно-опытной зоны. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.
* - чаще всего это только площадка для загрузки пищеблока столовой, она же разворотная площадка для хозяйственных автомобилей и площадка для мусоросборников (прим. Р.Х.).


Хозяйственная зона предназначается для размещения хозяйственных построек, гаража для автомобилей, мусоросборников, для хранения оборудования и инвентаря (разрешается размещать в подвальном или цокольном этаже здания с отдельным выходом наружу). Навес для инвентаря допускается пристраивать к хозяйственной постройке. При отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водопроводным баком. С учетом местных условий в хозяйственной зоне допускается размещение овощехранилища.

Хозяйственную зону следует отделять от остальных зон защитной полосой зеленых насаждений. К хозяйственной постройке должны быть обеспечен подъезд грузовых машин и предусмотрена площадка для их разворота. Въезд в хозяйственную зону рекомендуется предусматривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированно от входа обучающихся на территорию ОО (школы).

В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы при условии организации подъезда автотранспорта к хозяйственной площадке в период отсутствия обучающихся в ОО (школе).
 

6.9 Учебно-опытная зона

Учебно-опытная зона предусматривается по заданию на проектирование.

Организация учебно-опытной зоны не допускается за счет сокращения физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Рекомендуемая площадь учебно-опытной зоны составляет не более 25% общей площади участка, свободного от застройки. В учебно-опытную зону могут быть включены: участок для занятий начальных классов, участок полевых и овощных культур, плодовый сад и питомник, участок цветочно-декоративных растений, участок для коллекционно-селекционной работы, теплица с зооуголком, парники, географическая площадка, площадка для занятия биологией на воздухе (с навесом).

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.д.).
 

6.10 Игровые площадки для дошкольников

При наличии в ОО (школе)  дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
 

6.11 Доступность территории участка для МГН
 

6.11.1 Проектом должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
 

6.11.2 Вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.
 

6.11.3 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для них.
 

6.11.4 Лестницы и пандусы на участке территории оборудуются согласно СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

* - относительно решений генплана этот пункт сводится, в основном, к обеспечению параметров дорожек, по которым возможно движение МГН:

- нормируемых уклонов (не более 50‰ в продольном направлении пути следования МГН, не более 20‰ в поперечном) - пп. 5.1.7;

 - ширине тротуара не менее 2,0 м - пп. 5.1.7;

- перепадам высот не более 0,015 м, да-да, полтора сантиметра, Карл! - пп. 5.1.5;

И удаленности главного входа на участок школы с площадкой для автомобилей МГН до входа непосредственно в здание не более 50 м - пп 5.2.2 (прим. Р.Х.).

 

Скачать требования к генплану территорий  школ можно по ссылке https://yadi.sk/i/7BdVCVbE3RNPZJ

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Онлайн курс "Информационное моделирование зданий" Академии BIM

July 3, 2017

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам